среда, 13 февраля 2013 г.

Герб

"КРЫЛАТЫЙ КОНЬ НА ГЕРБЕ ЗЛАТОУСТА"

     Почти три с половиной десятилетия прошло с тех пор, как с легкой руки скульптора и художника Владимира Жарикова крылатый золотой конек взлетел на наш городской герб. Взлетел, да так и остался здесь навсегда, став немеркнущей с годами эмблемой старинного уральского города с поэтическим именем - Златоуст. Не случайно иной раз и город наш называют городом крылатого коня. А как случилось, что древнегреческий Пегас, принесший гром и молнию самому Зевсу и ставший позднее символом поэтического вдохновения, оказался вдруг на гербе Златоуста? История эта весьма интересна и занимательна, но началась она вовсе не в 1966 году, а гораздо раньше.

Как Златоуст получил свой герб?

     После 1917 года наряду с дворянскими утратили свое официальное значение и территориальные гербы (губерний, областей, городов). Вновь интерес к городскому гербу как к эмблеме, отражающей специфику конкретного городского поселения, возник в середине 1960-х годов. В это время в некоторых городах СССР делались попытки создания новых городских гербов. Надо сказать, что никаких решений на уровне государственной власти, регламентирующих этот процесс, не принималось, и городские власти действовали по своей инициативе.
     В Златоусте идея создания своего городского герба появилась в 1966 году. Вот что вспоминает один из участников тех событий Федор Николаевич Яблонский: - Весной к нам в отдел пропаганды и агитации горкома КПСС (я тогда работал заместителем заведующего отделом, а заведующим был Борис Гринев) пришли наши художники и предложили создать герб города. Идея по тем временам была необычной.
     Пошли к первому секретарю горкома Владимиру Николаевичу Гинько... и встретили полную поддержку. Он тут же связался с председателем горисполкома Яковлевым, и было решено объявить конкурс на лучший рисунок герба города. Об этом конкурсе вскоре сообщила городская газета.
     Участие в конкурсе приняли граверы завода имени В. И. Ленина, художники металлургического завода и наши профессиональные художники. Помню, что только в горкоме дважды шло обсуждение представленных эскизов. И больше всего всем понравился эскиз, представленный Владимиром Павловичем Жариковым. Все разговоры вертелись именно вокруг него. Всем была понятна символика нового герба: ковш с расплавленной сталью и летящий бушуевский конек. Нет, споры были - шестеренки добавить надо, кусочек ткани и прочее, прочее, прочее. Но Володя Жариков, Борис Гринев отстаивали обобщенный образ города, выраженный в эскизе. Спор был горячий, но, наконец, все сошлись на том, что эскиз Жарикова лучше всех и его надо рекомендовать к утверждению.
     Вскоре после утверждения герба было принято решение и об учреждении Знамени города Златоуста, и с тех пор это Знамя торжественно вносили на все торжественные городские собрания, оно открывало праздничные демонстрации. И всегда его несли лучшие люди города. В 1980 году на него был прикреплен орден Октябрьской революции, которым наградили Златоуст. А через год решено было установить звание Почетного гражданина города Златоуста. А вот что вспоминал сам автор герба - Владимир Павлович Жариков - в беседе с журналистом "Златоустовского рабочего" Алией Гарницкой в сентябре 1994 года, накануне 240-летия Златоуста: - ...Проектов было много, в художественных решениях присутствовали, в духе того времени, промышленные символы. Сказывалось то, что в конкурсе принимали участие заводские художники, каждый из них тяготел в изображении к профилю производства своего предприятия. Так что была вероятность стать гербом Златоуста... какой-нибудь шестеренке.
     - Неужели можно допустить такую мысль? Ваш крылатый конь и ковш с булатом так емко, глубоко, поэтично отражают особенность Златоуста, что комиссия должна была сразу остановить выбор на Вашем варианте!
     - Я должен сказать, что крылатый конь был не только в моем проекте, в конкурсе участвовали такие известные художники-граверы, как Кузьмичев, Валиев, Тарынин, - им ли не вспомнить бушуевских крылатых коней, работая над златоустовским гербом.
     - А как Вы пришли к такому решению? Когда Вы впервые познакомились со Златоустовской гравюрой?
     - Еще до приезда в Златоуст. Я окончил в Харькове институт искусства: живопись, скульптура, графика. Из всех предложенных направлений выбрал Златоуст, было что-то притягательное в его названии. А тут еще супруга моего профессора, узнав о моем выборе, всплеснула руками и тотчас извлекла из буфета груду столовых приборов, сияющих золотым узором: вот какое чудо там творят! Но когда мы приехали в Златоуст, он показался нам суровым и мрачным, лили беспросветные дожди. А я в белом плаще и в белых тапочках, разбрызгивая лужи, утопая в грязи, искал от дома к дому угол для семьи. Жена моя приуныла: там, в Харькове, перед ней открывались такие перспективы, ее работы уже были отобраны для выставки в Брюсселе. Но она махнула рукой: возьмем реванш на Урале... А тут казалось все обыденным, и только крылатые кони на клинках долго были нашей радостью. Не удивительно, что я их "впряг" в герб города.
     13 мая 1966 года герб Златоуста был официально утвержден решением исполнительного комитета Златоустовского городского Совета депутатов трудящихся. Проект решения, как вспоминает Ф. Н. Яблонский, готовился отделом пропаганды и агитации горкома КПСС. Спустя два дня, 15 июня, на первой полосе "Златоустовского рабочего" появилась редакционная статья "Герб нашего города". Исполком горсовета, говорилось в статье, "идя навстречу пожеланиям трудящихся, своим решением утвердил герб города Златоуста" и рекомендовал его использовать на предприятиях, в организациях и учреждениях. Дирекции завода им. Ленина предлагалось изготовить образец герба в традиционном стиле златоустовской гравюры на стали и хранить один экземпляр образца герба в горисполкоме, другой - в городском краеведческом музее. Планировалось установить изображения герба на въездах в город со стороны Кусы и Миасса и на здании железнодорожного вокзала. Замечу, что некоторые пункты этого постановления, как это часто у нас бывает и доселе, остались не выполненными. Не появился герб на здании вокзала станции Златоуст. Не удалось мне пока отыскать следы гравированных гербов, поэтому не берусь утверждать с точностью - были они тогда сделаны или нет. Сотрудники нашего краеведческого музея утверждают, что в музее такого герба никогда не было. Правда, позднее герб Златоуста всё-таки был выполнен в технике гравюры на стали и его изображение можно увидеть в некоторых изданиях (каталоге гравюры 1990 года, настенном календаре 1993 года). Добавлю, что в технике гравюры изображен герб и на памятной медали, выпущенной небольшим тиражом к 225-летию Златоуста. А вот как звучало описание новой городской эмблемы: "Герб города Златоуста представляет собой ровную плоскость в виде ковша, символизирующего качественную металлургию, как одну из ведущих отраслей промышленности. На нем изображен летящий крылатый конь, символизирующий самобытную златоустовскую гравюру. В нижней части ковша имитированным старославянским шрифтом написано слово "Златоуст". Поле герба - алое, всё остальное - желтое". Автор герба - художник В. П. Жариков - был награжден Почетной грамотой. "Мне дали квартиру, - вспоминает Владимир Павлович, - я смог с семьей выбраться из коммуналки, начать нормально работать". Добавлю, что звания почетного гражданина Златоуста Жариков был удостоен только в 1994 году (впрочем, Лидия Скобликова, став шестикратной олимпийской чемпионкой в 1964-м, почетного гражданства удостоилась еще позже - в 1999 году).

Город крылатого коня

     Новый герб как-то очень быстро вошел в жизнь города и стал очень популярным. В конце 1966 года часовой завод выпустил первые и, на мой взгляд, самые удачные значки с изображением герба Златоуста. Не знаю точно, сколько вообще значков было выпущено, но в моей коллекции их насчитывается ровно десять. Любопытно, что в серии значков, выпущенных в конце 1970-х годов и посвященных П. П. Бажову и его сказам, на значке "Иванко-Крылатко" изображен не бушуевский, а жариковский стилизованный конек. Интересен и очень редок значок, подаренный мне Н. А. Косиковым. На нем надпись "Краевед Южного Урала" и изображение крылатого коня над дымящими трубами завода. Судя по манере исполнения, значок был сделан на заводе им. В. И. Ленина. А вот на значке, выпущенном к 240-летию Златоуста поле герба голубое, конек - серебристый, а надпись сделана красными буквами. В 1967 году крылатый конь с герба взлетел на обложку книги М. Д. Глинкина "Златоустовская гравюра на стали" (художник Е. К. Первышин). В 1971 году крылатый конек появился на суперобложке книги Н. В. Верзакова "Златоустовский имени Ленина" (художник А. В. Гилев). Его стали включать в свои заводские эмблемы многие предприятия города. Но самое главное - новый герб признали своим сами златоустовцы. Пройдите сегодня по городу, и вы увидите крылатого конька в резьбе на наличниках, вырезанного из жести и прибитого на воротах, нарисованного рядом с номером дома. И очень скоро даже сам Златоуст получил своеобразное второе имя - город крылатого коня. Герб города занял прочное место в городской истории. И еще. Не так уж редки случаи, когда какой-либо архитектурный памятник, инженерное сооружение, интересная скульптура становятся художественным своеобразным символом того или иного города. Но часто ли случается наоборот? А ведь в Златоусте это именно и произошло: символ города - крылатый конь - стал памятником. В мае 1984 года скульптура работы В. П. Жарикова "Крылатый конь" украсила площадку перед зданием нового главпочтамта на улице Ленина. В 1995 году постановлением главы администрации г. Златоуста это произведение художника отнесено к памятникам местного значения. Надо сказать, что В. П. Жариков, придерживаясь основных правил геральдики, создал очень удачный вариант современного городского герба, что в последующем было отмечено специалистами. Так, Н. А. Соболева, доктор исторических наук, автор монографии "Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX вв." и зам. председателя Координационной комиссии по созданию и пропаганде новых городских гербов при Отделении истории АН СССР, писала, что примером современного городского герба "может служить герб Златоуста. Основой эмблемы в нем является стилизованное изображение летящего крылатого коня - символа златоустовской гравюры на стали. Эта эмблема образна, выразительна, самобытна" (Соболева Н. А. Современный городской герб - визитная карточка города. //Наука и жизнь, 1988, 7, стр. 68). Но есть одна очень любопытная деталь. Крылатого бушуевского конька как символ Златоуста за несколько лет до В. П. Жарикова использовал еще один человек. В 1958 году в городе вышла книга "Материалы по истории Златоуста", первая послевоенная краеведческая книжка, изданная в городе и ставшая ныне библиографической редкостью. На обложке этой книги изображен золотой крылатый конь с красным знаменем (цвета будущего герба!). А нарисовал этого конька, причем в более реалистическом, а не стилизованном, виде известный исследователь златоустовской гравюры на стали Михаил Дмитриевич Глинкин. Наверное, потому и так быстро прижился новый герб, что идея-то буквально носилась в воздухе, а Владимир Павлович Жариков самым удачным образом воплотил ее в жизнь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий